Два слова о дизайне
Какими мы представляем себе новые сиденья? Определение перспективных направлений развития дизайна автотранспорта ( автобусных сидений в частности) представляет сейчас значительный интерес. Именно на рубеже веков так настойчиво приходится размышлять на тему - "что было?" и "что будет?", "как и куда идти?" Именно в это время столь активными становятся прогнозы и попытки увидеть, пусть в общих чертах, те направления и первые шаги, которые определят собой завтрашний день. Сегодняшний стиль "на излете". Постмодерн, как ведущее стилистическое направление, по мнению теоретиков дизайна, вошел в свою последнюю стадию. При всех просчетах и порой изощренном злоупотреблении формотворчеством, этот стиль дал очень много. Он несказанно расширил диапазон возможных вариантов, композиционных принципов. Он ввел в арсенал современного дизайна гигантский пласт культурного наследия, накопленного цивилизацией. Можно предположить, что в ближайшее десятилетие будет сформирован новый стиль. Каким он будет, покажет время. Вряд ли это будет универсальный и глобальный "исторический" стиль. Время исторических стилей, на наш взгляд, прошло. Скорее, это будут локальные и конкурирующие "стилевые направления". Но все предсказания относительны. Так, например, в середине 60-х гг. весь авангардный мировой дизайн был заворожен футурологическими проектами. В основе своей все они предполагали, что новые промышленные технологии и новые концепции дизайна, который рассматривался как "инструмент", способный внести улучшения в современное общество, изменят образ и стиль жизни. Этого не произошло. Новые технологии остались новыми технологиями и со временем устарели, а человек со своими амбициями, чисто бытовыми и социальными устремлениями оказался куда более консервативен и подчинил эти новые технологии своим старым задачам - наживе, демонстрации пресловутой элитарности, роскоши и благосостояния, достижению тотального комфорта. Несмотря на то, что все крупнейшие дизайнеры 60-70-х гг. ставили своей задачей демократизацию, снятие всех возможных знаков престижа, заменяя его стремлением к простоте, функциональности и технологичности, сейчас мы видим резкий риверс. Идет возврат к "красивости" в самом плохом ее проявлении, апофеоз престижности, показной роскоши, разрекламированное устремление к несвойственному нам образу жизни. Когда стиль клонится к закату, в его недрах начинается формирование новых стилевых концепций, которые потом обретут свои окончательные очертания и формы. Так и сейчас нельзя говорить о конкретных формах нового стиля. Они еще окутаны "дымкой тумана" вдали. Однако уже можно говорить о новых чертах, направлениях и достижениях, которые вероятнее всего войдут в арсенал нового стиля. А также о тех первых шагах, которые видятся в направлении будущего пути. Одним из наиболее перспективных направлений автотранспортного дизайна нам представляется получивший признание в последнее десятилетие МИНИМАЛИЗМ. Это направление преодолевает "эклектизм" постмодерна и выходит на новые позиции конструктивной чистоты и технологичности, использования инновационных материалов, современных конструкций и форм. Главными тенденциями становятся поиски активной художественной выразительности, которая достигается остротой и точностью художественных приемов, выбором наиболее естественных и эффективных средств в создании оригинальных предметов. Художественная выразительность минимализма кажется сдержанно-нейтральной, заявляя о себе отточенностью формы, безукоризненностью пропорций, запоминающимися образами. Основные характеристики: чистота и логика формы, простота, пришедшая на смену усложнению, прозрачность и некая "стерильность" фактуры. Высокая степень лаконичности, оптимальность и выразительность конструкции стали воплощением функции в ее высшем эстетическом проявлении. Сам термин минимализм связан с концептуальными тенденциями в искусстве 60-х гг. , обусловленных демократизацией и реализацией девиза "ничего лишнего". Именно с этих позиций мы и намерены подходить к разработке дизайна нового пассажирского автобусного сиденья.
Проектируемый объект –пластмассовое сиденье автобуса внутригородских маршрутов с мягкими вставками на спинке и подушке, обтянутыми тканью или винилискожей. Варианты исполнения: отдельностоящее сиденье и сдвоенный блок. Сиденье состоит из: -неоткидывающейся спинки сиденья (пластмасса), - мягкой вставки спинки (пена, ткань, искожа), - подушки сиденья (пластмасса), - мягкой вставки подушки (пена, ткань, искожа), - нерегулиремого подлокотника (пластмасса), - декоративной заглушки спинки (пластмасса), - поручня (пластмасса). Возможна конструкция сиденья с раздельными спинкой и подушкой, которая позволит осуществить более сложную пространственную композицию по форме и функциональной нагрузке, т.е. возможно комбинирование как минимум двух вариантов спинок (высокая и низкая) и как минимум двух вариантов подушек (вариантность по дизайну и толщине пены). При проектировании сиденья необходимо руководствоваться Требованиями ЕЭК ООН по пассивной безопасности: - № 80 – без использования ремня безопасности - № 14 – с использованием ремня безопасности - № 21 – проектирование пластмассовых деталей с травмобезопасными кромками и гранями. -№ 36 - «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции» Новое сиденье будет проработано по эргономике, будет комфортно для сидящего в нем пассажира, для пассажира сидящего сзади и стоящих рядом. Конструкция сиденья не будет иметь «клинящих» и «цепляющих» мест, технологические разъёмы и стыки будут оформлены проштамповками, ложементами и т.п., исключающими визуальный элемент «случайности». Тканевые вставки предложим оптимальной формы, исключающие излишнее засаливание и износ. Новое сиденье будет иметь выразительный, запоминающийся образ. Его дизайн будет соответствовать современным тенденциям формообразования, и рассчитан на высокоэффективное массовое производство из инновационных материалов. Цвето-фактурное решение, являясь основой модификации («стандарт», «норма», «люкс»), включит в себя гармоничное сочетание цвета, фактуры и подчеркнет демократичность проекта и максимальный комфорт. В этой работе наша группа будет опираться на Программное Проектирование. В отличие от единичного образца высокой моды оно ориентировано на самый широкий спрос и промышленное производство. Программное проектирование ведет к укрупнению процесса и задач и включает не разработку отдельного предмета или набора, а, возвращаясь к нереализованным попыткам прошлых десятилетий, предполагает работу над крупными системными дизайнерскими проектами. Проектами, основанными на максимальной вариантности, несколько забытой сейчас, но остающейся одной из важнейших проблем технологической унификации элементов и деталей, технологической ориентированности конструкции на конкретные условия производства, на дальнейшее совершенство функциональных аспектов автобусных сидений. Программное проектирование, безусловно, будет содержать заранее заданный стилистический ориентир на форму предметов. Возможно, на множественность форм. Мы рассчитываем, что наша творческая совместная работа логически завершится комплектованием автобусов новыми стильными, удобными сиденьями, а сами автобусы станут не только средством комфортной перевозки пассажиров, но и украшением улиц столицы. Совместная проектная группа: Тушинский машиностроительный завод и Ассоциация инструментальщиков Поволжья